Понедельник, 20.05.2024, 00:42
Сайт Ирины Автайкиной и Ларисы Таракановой
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Block title
Мои статьи [10]
Главная » Статьи » Мои статьи

Тараканова Л.Б. Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.

Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.

Развитие устной речи у глухих детей считаю «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.

Средством, способным содействовать развитию речи, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место я отдаю театральной деятельности, в частности, постановкам сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом.

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Связная речь формируется на основе диалогической речи.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. 

Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация).

В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях, пересказ.

         Обучение глухих детей связной речи основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия (по подражанию).

         Обучение слабослышащих детей связной речи идёт путём сообщения ему новых слов, грамматических закономерностей со специальным объяснением значений различных элементов речи, с уточнением звукового состава слова с помощью письма, с исправлением произношения искажённых слов, со специальной работой над слуховым восприятием. А также растёт возможность самостоятельного развития слухового восприятия и самостоятельного накопления с помощью слуха речевых навыков и знаний.

Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность неслышащего ребёнка в целом.

              Особенности построения сценария сказки  заключаются в следующем:

а) Ролевые тексты изложены в стихотворной форме, они доступны, адаптированы и, в то же время, не лишены дополнительного лексического материала, способствующего расширению словаря детей.

б) Количество речевого материала является оптимальным для каждого ребёнка.

в) Речевой материал рационально распределён в сценарии, диалогические сцены перемежаются с музыкальными вставками, включающими в себя песни, исполняемые жестами и голосом, танцевальные зарисовки, элементы пантомимы и импровизации.   

 

                            Наличие теоретической базы.

 

Ученые, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка. Положительные результаты при использовании сказкотерапии наблюдались у детей с нарушениями интеллектуальной сферы ( О. К. Агавелян, И. В. Семенченко), с нарушениями речевого развития ( Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская). Этот прием использовался и в работе с агрессивными детьми и детьми с различными соматическими заболеваниями. ( В. Вохмянина, Т. Д. Зинкевич-­Евстигнеева), для преодоления страхов в детском возрасте (Э. И. Иванова, В. А. Медведев), а также в работе с детьми с нарушениями зрения. Главный редактор журнала «Кукарт», имеющий опыт занятий кукольным театром с детьми с ДЦП говорит: «Может быть, у театра вообще такое предназначение - исцелять? Наверное, театральные формы деятельности способны снять комплекс неполноценности. Или, наконец, просто сделать людей счастливыми». Форма работы со сказкой актуальна и для глухих и слабослышащих детей, имеющих проблемы в социальном развитии: эмоциональные, поведенческие, коммуникативные.

 

                        Ведущая педагогическая идея.

 

Личность ребенка формируется постепенно в процессе коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения социального опыта. Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Сказкотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.

Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).

 

Оптимальность и эффективность средств.

Работа по драматизации сказки строится на принципах преемственности обучения на внеклассных, индивидуальных и музыкально – ритмических занятиях. На внеклассных занятиях с воспитателем учащиеся знакомятся с содержанием сказки. Я, как учитель по слуховой работе, работаю над текстом. Текст считается усвоенным, если ребёнок воспринимает на слух фразы, данные вразбивку, любые словосочетания и слова из текста, а также выполняет любые задания по тексту на слух.

Упражнения по работе над текстом роли:

1.Ответы на вопросы с помощью табличек, а затем без них.

2.Работа с сюжетными картинками.

3.Проговаривание диалогов с помощью картонажных фигурок.

4.Работа над диалогом в паре с учителем с использованием масок.

5.Инсценирование диалогического сюжета в паре с другим учеником.

6.Более сложный вид диалога – с участием трех и более человек. Он обязательно присутствует в сюжете на более старших ступенях обучения.

Одна из главных задач при работе над сказкой – приблизить речь глухого ребёнка к естественному звучанию, научить детей говорить голосами разных регистров. Занятие обязательно должно быть оснащено наглядными средствами, чтобы все звуки (неречевые и речевые), предлагаемые ребёнку для различения, наглядно связывались с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят. Мы смотрим мультипликационный вариант сказки, рассматриваем картинки. Я использую картонажные фигурки, куклы кукольного театра. В процессе обучения широко использую фонетическую ритмику, тактильно–осязательный контроль, разный дидактический материал, таблички. Обучение ведётся сначала на слоговом материале, затем в словах, фразах. Дети учатся различать на слух высоту голоса и воспроизводить услышанное в собственной речи.

Непосредственно инсценировка со всеми персонажами по полному сценарию проводится:

1) Без декораций и масок.

2) С декорациями и масками.

3) Показ инсценировки зрителям.

После премьеры мы с детьми обсуждаем и анализируем, что получилось и над чем ещё нужно потрудиться.

 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

Ежегодно в школе-интернате  проводятся речевые конференции. Основная форма речевых конференций в начальной школе - драматизация  сказок, театрализованные представления. Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, монологами, пантомимой, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли, - все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе.

   Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса можно сделать выводы, что благодаря сказкотерапии дети становятся более раскрепощёнными и на сцене и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.

Наши дети становятся победителями различных республиканских и международных конкурсов: Иноземцев Николай и Кристина Петрова заняли первое место в республиканском многожанровом фестивале «Созвездие» в 2011 году, в номинации театральное мастерство.       

В 2012 году Петрова Кристина и Шиндин Даниил  стала дипломантами Международного интернет фестиваля детского творчества «Звёзды нового века» в номинации выразительное чтение. Стихотворение было написано педагогом нашей школы, в диалогической форме.

Возможность тиражирования.

        Всероссийский интернет-проект: «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки», наличие публикации авторской работы «Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии». 2012 год.

        Сборник «Актуальные проблемы психологии и  дефектологии»

Материалы  Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных – 48-х Евсевьевских чтений, наличие публикации «Театрализованная деятельность как средство, способствующее развитию вербальной выразительности речи, эмоциональному развитию неслышащих  детей».  Май 2012 год.

       МО РМ МРИО. Сборник методических материалов из опыта работы педагогических работников детских домов и школ-интернатов. В приложении данного сборника содержится материал по проведению основных школьных праздников, а также авторские сказки, написанные по мотивам русских народных сказок.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками размещены на личном сайте : http://irabarre.ucoz.ru/load

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Barre (29.12.2012)
Просмотров: 3014 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Block title
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Block title

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz